Храм в честь Вознесения Господня в Риге - это культовое сооружение на территории столицы Латвии, созданное для проведения православной службы на латышском языке.
Рижский латышский православный храм в честь Вознесения Господня
Рижский латышский православный храм в честь Вознесения Господня (Rīgas Debesbraukšanas latviešu pareizticīgo baznīca) находится по адресу: Rīga, Mēness iela 2, Vidzemes priekšpilsēta, LV-1013:
Уже выходя с территории Большого кладбища, о прогулке по которому я писала здесь, я неожиданно для себя самой наткнулась на необыкновенно красивый храм, особое очарование которого подчеркивали еще купола в свете листвы, которые могут быть только в пору золотой осени:
Почему наткнулась, спросите вы, это же не иголка... Просто я в том районе никогда не была и знать не знала о существовании этой церкви, которая поразила меня не только своим внешним видом, но и тем, что богослужения в ней проводятся на латышском языке. Вы можете смеяться надо мной сколько угодно, но в моем сознании православный храм ассоциируется (или уже ассоциировался) с русским народом и, как следствие, со службой на их языке. Но оказывается православная вера сидит и в душах латышей.
История латышского православия и храма Вознесения Господня
А началась история латышского православия в 40-ые годы 19 века, когда крепостные крестьяне, уставшие от голода, холода, неимоверных поборов и телесных наказаний и не найдя отрады для своей опустошенной души в стенах лютеранской церкви, которая по сути являлась инструментом воздействия в руках немецких баронов, обратились за помощью к православному епископу, коим на тот момент был Иринарх. Уже тот факт, что он не прогнал небольшую группу крестьян, делегированную на переговоры от имени тысяч угнетенных, а участливо их выслушал, стало поводом для желания перейти их из одной веры в другую. Но одно дело хотеть, тем более что речь идет, как вы помните, о крепостных и другое дело - интересы власти, которая противилась укреплению православия, а вместе с ним и усилению власти русского царя. Первый раунд борьбы за свободное вероисповедание под напором местного дворянства и лютеранских священников крестьянами был проигран и закончен для них, скорее всего, фатальным образом. Сам же епископ Иринарх под надзором был увезен из Риги.
Но на смену ему в 1842 году прибыл другой епископ - Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский), который вопреки ожиданиям власти занял также позицию униженных и оскорбленных. Увидев в нем свою надежду и опору, крестьяне стали обращаться к нему со своими жалобами и чаяниями, от которых епископ не отмахивался, а, наоборот, каждой из них давал законный ход, посылая прощения в Петербург, чем и добился внимания русского правительства к проблемам прибалтийских крестьян. Тогда-то и выяснилось, что многие из крестьян хотят принять православие. И когда в 1845 году на одном из собраний братской общины под наблюдением лютеранского пастора произошли коренные разногласия, один из руководителей общины Давид Балодис (Dāvids Balodis) отправился к епископу Филарету с просьбой взять его собрание под свою защиту. Епископ Филарет в этой просьбе ему не отказал, разрешив не только проводить собрания в здании православной церкви, но и открыл коридор для жаждущих принять православную веру. Переход этот, конечно, был не простым. За ним последовали разного рода, как сейчас модно говорить, санкции, но это тема отдельного разговора. Факт тот, что после 1845 года для нужд латышской православной паствы потребовался свой храм и одним из них стал храм в честь Вознесения Господня, который свое официальное летоисчисление начал в 1867 году*.
*Михаил Тюрин. Из истории перехода латышей в православии в 1841-1848 годах (turin-junior.livejournal.com/2709.html)
Как и в большинстве православных церквей двери храма Вознесения Господня открыты только во время совершения богослужений:
Я попала туда во время одного из них, а потому фотографировать внутри при скоплении народа мне было неудобно. Единственная фотография алтаря, которая у меня есть выглядит следующим образом:
А этот алтарь отличает более строгий и не такой декорированный вид, как это принято в русской православной церкви.
Изначально храм Вознесения Господня выглядел по-другому. Существенной перестройке он подвергся в 1896 году, когда количество латышской паствы возросло до такой степени, что храм пришлось расширять. Перестройка производилась по проекту архитектора В.И.Лунского. Она предусматривала расширение и поднятие ввысь срединной части храма и придание алтарной части более округлой формы. Добавились новые помещения. Над основным зданием возвели шатровую кровлю, которую венчают одна большая глава, а над пристройками - четыре малых главы.
Внешне храм Вознесения Господня выстроен в характерном для конца XIX–начала XX века «русском стиле».
На этом пока все. Мира вам и любви! И до новых встреч на страницах блога https://vsehrami.ru!
Как бы ты удивилась, побывав в православных грузинских храмах. Языку и внутреннему убранству, да и внешне они тоже сильно отличаются.
Хотелось бы мне побывать. Надеюсь, что побываю!
Импонирует мне подобная строгость что-ли. Не должно православие обрастать мишурой позолоченной.
Интересны такие островки Веры. Для меня - это проводники добра, островок безопасности, где тебе могут помочь.