Церковь Святого Иоанна в Цесисе древняя и уникальная как и сам город и вместе с цесисским замком составляет единый архитектурный памятник средневековью.
Церковь Святого Иоанна в Цесисе (Латвия)
Церковь Святого Иоанна (Svētā Jāņa evaņģēliski luteriskā baznīca) находится в латвийском городе Цесис (Cēsis), о котором я писала на своем другом блоге "Жизнь и философия" после посещения его в сентябре 2017 года. Аккурат в пору золотой осени. Эту статью вы можете посмотреть здесь.
Церковь Святого Иоанна расположена в самом центре города по адресу: Lielā Skolas iela, 8:
Ее адрес в Интернете: http://cesujana.lelb.lv
Если не считать Риги - столицы Латвии, в которой высота главного храма города - церкви Святого Петра достигает 123,5 метра в высоту, то церковь святого Иоанна в Цесисе - самая крупная готическая базилика в стране. На данный момент я могу сравнить ее только с Аглонской базиликой (в том смысле, что у меня на блоге еще не так много материала для сравнения). Ее высота 65 метров, а ширина - 32 метра.
Понятно, что одним кадром трудно запечатлеть всю мощь этого культового сооружения. Приходилось искать ракурс издалека, чтобы она более менее попала в кадр единым монолитом:
И как в Саласпилсе храм великомученика Георгия Победоносца виден со всех сторон, откуда не посмотри, так и в Цесисе церковь Святого Иоанна гордо возвышается над другими домами, как бы давая понять, что уж она-то знает и повидала многое.
Небольшой исторический экскурс
А повидала церковь Святого Иоанна в Цесисе, действительно, немало за свою жизнь, начавшую свой отсчет еще во времена существования, вернее зарождения, Ливонского ордена. А это 1237 год. И хоть точную дату основания церкви установить проблематично, за отсчет условно принят 1284 год*.
* https://www.castle.lv/latvija/joanna-c.html
И если резиденцией магистра ордена служил Венденский, он же Цесисский замок, то реализацию культовых потребностей возглавлял этот храм. В период с момента своего возведения и до 1582 года храм являлся главным собором Ливонского ордена. В период с 1582 по 1621 гг. он являлся собором цесисского католического епископа, а уже после 1621 г. храм стал лютеранской церковью.
Как утверждают авторы сайта "Средневековые замки Латвии", ссылку на который я указывала выше, по мнению археологов существует вероятность, что вход в церковь был только подземный из самого замка. На месте данного подземного хода установлена скульптурная фигура монаха, якобы перемещающегося из замка в церковь:
А это вид на церковь с высоты замка:
Но зайдем внутрь храма, приоткрытые двери которого на фотографии выше, так и манят зайти в него. Чтобы прочувствовать дух старины, это надо ощутить самому, зайдя в церковь в реальном времени. У нее особенный какой-то запах, который мне не попадался еще ни в одной из церквей, какой бы старой она не была. Видео, к сожалению, этой атмосферы передать не сможет. И потому внутри церкви я не снимала. А сняла только небольшой эпизод ее расположения на площади города:
Попадая внутрь храма, перед нами предстает алтарь, спроектированный в неоготическом стиле еще в период правления российского императора Николая I. Автор проекта - А.И. Штакеншнайдер.
Ну, как предстает? До алтаря еще идти и идти конечно... Количество только сидячих мест в церкви рассчитано на 1000 человек. Можете себе представить?! Совсем недавно я только писала об одной из самых маленьких церквей Латвии - лютеранской церкви Густава Адольфа в Риге, где количество сидячих мест рассчитано всего на 80 человек, а тут - 1000!
Но приблизившись к алтарю вплотную перед нами предстает еще один уникальный объект - алтарная картина, представляющая собой триптих, состоящий из взаимодополняющих компонентов, которые носят названия «Голгофа», «Христос у креста» и «Распятие»:
Автор картины - эстонский живописец Иоханн Келер (эст. Johann Köler), который за данную работу был удостоен звания академика, а сама картина вначале 20 века была самой дорогой.
На противоположной стороне от алтаря расположен орган, как утверждают некоторые источники, по величине шестой в Латвии:
О некоторых органах я уже писала. В Риге это, прежде всего,
-
орган в церкви Святого Петра,
орган в Домском соборе,
в церкви Святого Павла и
в евангелической лютеранской церкви Иисуса.
В целом по Латвии могу назвать еще такие храмы, как
-
Скриверская Римская католическая церковь,
Собор Пресвятой Девы Марии в Елгаве,
евангелическая лютеранская церковь св. Мейнарда в Икшкиле и
римско-католическая церковь Богородицы Царицы Святого Розария в Саласпилсе.
Не во всех я орган видела воочию и уж тем более слушала, но точно знаю, что он там есть.
Большую ценность в церкви Святого Иоанна в Цесисе представляют и витражи. В частности на витражах у алтаря изображены гербы Ордена Меченосцев, Ливонского ордена, Ливонии и Цесиса. Многие же из витражей, начав свою жизнь во второй половине XIX в., канули в небытие в зареве огней Второй мировой войны и среди них витраж с изображением магистра Вальтера фон Плеттенберга, похороненного здесь же. Надо сказать, что религиозная община города не теряет надежды на их восстановление, но это все требует времени, сил и финансовых затрат. Что будет дальше, поживем - увидим. А пока имеем то, что имеем. Лишь бы не было войны!
На этом пока все. Мира вам и любви! И до новых встреч на страницах блога https://vsehrami.ru!