Лютеранский кафедральный собор святой Анны в Елгаве (Латвия)


Приветствую тебя, читатель, на своем блоге “Храмы мира”!


При описании лютеранского кафедрального собора святой Анны в Елгаве, мои знания пополнились новым понятием, присущим архитектурному стилю в общем и характерным для этого здания, в частности - маньеризм.

Лютеранский кафедральный собор святой Анны в Елгаве (Jelgavas Svētās Annas evaņģēliski luteriskā baznīca)

Адрес церкви: Lielā iela 22a, Jelgava, LV-3001, Latvija

До определенного момента своей жизни я очень хотела попасть в этот город Латвии. Но все время было как-то недосуг.
Первое мое знакомство с ним состоялось 30 октября 2016 года, когда я с дочкой - артисткой ансамбля Карусель из Саласпилса под руководством Тамары Эйферовой поехала на международный конкурс "Rudens Pērle 2016", проходивший в сценах Елгавского дворца. Об этом я писала здесь.
А потом как-то так получилось, что ни раз посетив фестиваль ледяных скульптур (ссылки на статьи здесь и здесь) и даже скульптур песчаных, Елгава стала излюбленным местом для душевных прогулок с родными и друзьями. Жалко только, что церквей в ней не так много. Я люблю совмещать приятное с полезным - гулять и фотографировать. Боюсь, еще пара таких поездок и информация о храмах в этом месте будет исчерпывающей.

Я уже писала о таких из них, как:

Сегодняшняя же статья посвящена, как мы помним, лютеранскому кафедральному собору святой Анны.

Немного истории

Начало жизни лютеранского кафедрального собора святой Анны в Елгаве историки связывают с обретением населенного пункта (именовавшегося, как Митава) статуса города. Произошло это в 1573 году. К тому времени здесь, согласно информации, представленной на официальном сайте церкви, стоял деревянный храм.

Став в 1578 году столицей Курляндского герцогства, в Митаве стал формироваться центр политической, культурной, духовной и экономической жизни граждан края, основной состав которых составляли латыши и немцы. Наличие этих двух доминирующих общин и предопределило конфессиональную принадлежность жителей вплоть до 17-го века, где главенствующее место занимала описываемая церковь.

Свой новый каменный облик она начала обретать в 1573 году, будучи полностью завершенной к 1649 году, когда на церкви была установлена башня.

Столь долгий период постройки храма обусловлен еще тем, что в 1621 году в ходе польско-шведской войны город сильно пострадал, а вместе с ним и незавершенный храм.

Освящена же церковь была в 1641 году, по некоторым данным, в честь Анны - жены герцога Готхарда Кетлера (нем. Gotthard von Kettler), принцессы Анны Мекленбург-Гюстровской из Мекленбурга (нем. Anna von Mecklenburg-Güstrow) (1533-1602), оказавшую основную финансовую поддержку при строительства храма. (О Готхарде Кетлере я, кстати, раз уже упоминала, когда писала о лютеранской церкви в Валле (Valles luterāņu baznīca)).

Но и отстроенный храм в целости и сохранности простоял недолго. В 1682 году из-за неправильной конструкции здания рухнула его крыша и стены. Получить средства на реконструкцию здания удалось только в 1692 году.

Это сейчас церковь расположена в самом центре города, окруженная со всех сторон асфальтированной дорогой. А в 17 веке ее окружал канал, соединявший реки Svēte и Driksa и снабжавший город питьевой водой и водой для крещения.
Кроме того, церковь располагалась на самом возвышенном месте в городе и когда разрушительное наводнение, предположительно, конца 19 века снесло на своем пути все деревянные строения, церковь выстояла, представляя собой сооружение на уединенном острове.

В последующие годы церковь достраивалась и совершенствовалась, пока 7 мая 1859 года в нее не ударила молния. Башню пришлось перестраивать, в результате чего она потеряла свой статус своего высокого шпиля в городе. Ее превзошла новая башня церкви святой Троицы (о которой я напишу позже).

В целом же в архитектурном плане лютеранский кафедральный собор святой Анны в Елгаве - это трехъярусная базилика с продольной многоугольной двухэтажной апсидой и квадратной башней на западном фасаде. В отделочном материале здания преобладает строительный материал - красный кирпич, который оживляется деталями из белой штукатурки - подоконниками, карнизами и капителями пиары. Церковь святой Анны - один из редких памятников стиля маньеризма в Латвии.
Маньеризм, если коротко, происходит от итальянского слова maniera, что понятно и так, переводится как манера. Т.е. что-то отличное от привычного. Архитектурный стиль, зародившийся в 16 веке, стал отличным от ренессансной гармонии, внеся в искусство что-то анархичное, вызывающее у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. Искусство маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием, где виртуозность манеры не соответствует скудости замысла. Как-то так...
Готическими элементами церкви являются башни с остроконечными и высокими окнами.
Информация взята с сайта церкви - http://jelgavasannasbaznica.lv/

И хоть одна из дверей в храм была заманчиво открыта, внутрь церкви я, к сожалению, не попала. За ней оказалась другая коварная дверь, закрытая на ключ.


Ну, ничего! Уверена, в тех краях я буду еще не раз и обязательно попаду внутрь лютеранского кафедрального собора святой Анны в Елгаве.

На этом пока все. Мира вам и любви! И до новых встреч на страницах блога http://vsehrami.ru!

Загрузка...
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля